По дорогам, простирающимся «от Москвы до самых до окраин», бегает еще немало мотоциклов со старым, 6-вольтовым электрооборудованием. Его светотехнические характеристики давно не отвечают современным требованиям, поэтому понятно желание мотоциклистов перевести своих «стальных коней» на новый «корм». Мы уже затрагивали эту тему в своих публикациях, И сегодня расскажем о том, как модернизировать легкие мотоциклы.
Тот способ, о котором пойдет речь, можно применить для минских мотоциклов от «М-1М» до «ММВЗ-3.112» и для ковровских от «К-58» до «Восхода-3» (исключая «К-175»), то есть для всех, оснащенных генераторами переменного тока с возбуждением от постоянных магнитов (на «К-175» стоял генератор Г-36М — как на «ИЖах» тех времен).
Начнем с мотоциклов, оборудованных генераторами Г-37, Г-38, Г-401, Г-411, Г-421, работающими с «классической» системой зажигания. Для их модернизации вам потребуется приобрести следующие приборы: генератор 43.3701, блок коммутатор-стабилизатор БКС 262.3734 (или генератор 80.3701 и БКС 70.3734), катушку зажигания 2102.3705 или 39.3705, звуковой сигнал 12.3721. Если мотоцикл оснащен указателями поворотов, то еще потребуется реле-прерыватель 25.3747. Все лампы тоже надо заменить 12-вольтовыми.
Теперь перейдем к механическим работам.
Ценнейшим в наших условиях качеством «сорок третьего» и «восьмидесятого» генераторов является то, что по посадочным и установочным размерам они полностью взаимозаменяемы со старыми «переменниками». Что же касается габаритных размеров, то вся разница лишь в толщине (или высоте) ротора. Тем не менее, новые генераторы поместятся под старыми крышками картеров. Поэтому, если будете устанавливать генератор 43.3701, для крепления ротора используйте болт длиной не 75, а 85 мм. А если имеете дело с «восьми-десяткой», можно обойтись и штатным крепежом.
Итак, отсоедините от старого генератора все провода, отверните три винта крепления статора и снимите его. Затем, используя специальный съемник, удалите ротор. Теперь проделайте все в обратном порядке, но с новым генератором. Винты крепления статора до конца не закручивайте — вам еще потребуется устанавливать опережение зажигания.
Теперь смонтируйте блок БКС. Место его установки должно быть защищено от воздействия пыли, грязи, воды. На «Ковровцах», «Восходах» и «Минсках» (начиная с модели «3.111») таковым является правый инструментальный ящик. На «М-104», «М-105», «М-106» БКС можно разместить под седлом.
Теперь займемся проводкой. Электрооборудование лучше всего собрать по схеме, показанной на рисунке. Она составлена так, чтобы можно было максимально использовать имеющиеся переключатели и другие детали. Цвета проводов даны произвольно.
Обратите внимание на некоторые нюансы схемы.
Во-первых, лампа габаритного света в фаре включена так, что при работающем двигателе она горит постоянно. Вообще-то, Правила дорожного движения требуют, чтобы при движении был включен ближний свет фары. Но, учитывая дороговизну и дефицитность «фарных» ламп, можно, как временную меру, рекомендовать включать «габаритку».
Во-вторых, переключатели света и указателей поворотов поменялись местами: первый стоит на руле справа, а второй — слева. Объясняется это тем, что мотоциклисту чаще приходится включать указатели поворотов, а не фару. Поэтому переключатель «мигалок» стбит смонтировать слева — все-таки левая рука мотоциклиста менее занята. В левом переключателе находится и кнопка звукового сигнала, а в правом — кнопка остановки двигателя. При нажатии на нее обмотка датчика системы зажигания замыкается на «массу» и двигатель глохнет.
В-третьих, отсутствует центральный переключатель. Провода подсоединены непосредственно к переключателю света, причем так, как предлагалось ранее (см. «Мото», 1992, № 6, с. 35). В крайнем правом положении переключателя фара выключена, в среднем — включен ближний сеет, в левом — дальний. Как показывает практика, это очень удобно.
Звуковой сигнал 12.3721 не отличается по размерам от старого С-34, поэтому легко устанавливается на его место.
Реле-прерыватель указателей поворотов (если его не было) можно смонтировать в правом ящике рядом с БКС или в корпусе фары. На схеме показан второй вариант.
Несколько слов о фаре. На старых минских и ковровских мотоциклах устанавливались оптические элементы ФГ-7, ФГ-38 и ФГ-133 с рассеивателем диаметром 135 мм и лампами А6-32+21 или А6-324-32. Вместо них подойдет лампа А1 2-50 + 40. Но лучше всего оптический элемент заменить на ФГ-145 (фара ближнего-дальнего света от ВАЗ-2103 и 2106) с лампой А1 2-45 + 40. Причин несколько. Во-первых, она имеет ныне общепринятое светораспределение типа «европейский луч». Во-вторых, любая старая фара была выпущена как минимум 10 лет назад, тогда как нормальный срок ее службы — 3—4 года. Наверняка, она давно лишилась первоначальных параметров: отражатель потускнел, стекло поцарапалось и т. д.
Может случиться так, что ФГ-145 вы не найдете и попробуете установить фару ФГ-137 — более крупную, диаметром 170 мм. Тем более, что она используется ныне на все мотоциклы и не очень дефицитна. В этом случае потребуется дополнительно приобрести приборный щиток от 12-вольтово-го «Восхода» или «Минска» — в нем размещаются спидометр, замок зажигания (ранее они стояли в корпусе фары) и контрольные лампы (ранее их вообще не было).
Если же вы установите и новые рулевые переключатели, то электрооборудование соберите по схеме «Восхода-ЗМ» или «ММВЗ-3.112.11».
Все сказанное относится к генераторам, работающим с классической контактной системой зажигания.
Владельцы мотоциклов, оснащенных генератором Г-127 («ММВЗ-З.111-Спорт», ММВЗ-3.115», «ММВЗ-3.112», «Восход-2М», «Восход-3»), находятся в более затруднительном положении — ведь надежная система зажигания уже есть, да и менять «шило на мыло» (то есть Г-427 на 43.3701) весьма дорого. Тут можно предложить следующее: сделать генератор 43.3701 самому из «427-го».
Для этого удалите из статора обмотки питания стоп-сигнала и указателей поворотов. Определить их легко — три катушки, выполненные проводом средней толщины (по сравнению с толстым проводом трех катушек освещения и очень тонким — двух катушек зажигания). На место снятых обмоток смонтируйте три новые, выполненные проводом ПЭВ-2 толщиной 0,9 мм. Каждая катушка содержит по 67 витков. Соедините эти новые катушки последовательно (то есть конец второй с концом первой, начало второй — с началом третьей) и эту цепочку включите параллельно уже имеющейся обмотке освещения (см. схему в «Мото», 1993, № 6, стр. 11). Теперь заведите мотор и подключите лампу на 12 Волы (а еще лучше — вольтметр) между клеммами «О» и «М». Если лампа не горит или еле-еле светится (а вольтметр показывает не больше 1—2 В), то поменяйте местами выводы вновь подключенной цепочки.
Если у вас завалялся еще один генератор типа Г-427 или Г-421 Б, то можно воспользоваться извлеченной из него обмоткой освещения.
При ремонте или модернизации генератора нужно использовать только специальные материалы: электрокартон или прессшпан, тефтяную или х/б ленту, х/б нитки. Изолента может не выдержать нагрева, поэтому ее применять нельзя. Готовые катушки следует пропитывать лаком или эпоксидным компаундом.
Теперь у вас есть и генератор, и коммутатор системы зажигания. Осталось найти стабилизатор напряжения. К сожалению, он выпускается только в едином блоке с коммутатором, поэтому придется приобрести БКС. Но славно поработавший коммутатор КЭТ-1А не выбрасывайте и возите с собой — на случай, если вдруг БКС выйдет из строя.
Электрооборудование после модернизации: 1 — левые указатели поворотов с лампами А12-10; 2 — включатель стоп-сигнала; 3 — лампа стоп-сигнала А12-21; 4 — лампа габаритного света задняя А12-5; 5 — правые указатели поворотов с лампами А12-10; 6 — переключатель указателей поворотов с кнопкой звукового сигнала типа П200; 7 — катушка зажигания; 8 — реле-прерыватель указателей поворотов; 9 — лампа подсветки шкалы спидометра А12-1; 10 — звуковой сигнал; 11 — блок коммутатор-стабилизатор; 12 — генератор; 13 — переключатель света с кнопкой выключения двигателя типа П200;
14 — замок зажигания; 15 — лампа головного света фары А12-45 )- 40; 16 — лампа габаритного света передняя А12-4.
журнал "Мото" 1994-4